На главную   Содержание   Следующая
 
Любовь и творчество ( Поэтическая публицистика )
 
Любовь и творчество

"Взаимной, только взаимной!.."

Она увидела его глаза - пустота и тоска: Тоска по чему? По прежней наполненности? Может быть, он отдал всё, что имел - теперь опустошён? Нет, скорее, он не отдал ( для этого надо быть щедрым) - и оно само разложилось в нём, оставив вакуум. Как он боялся её ласки. Простого человеческого участия. Боязнь прикосновения к чужой полноте? Попытка всё перевести на банальный секс? А она - нищая, дарила ему дорогие подарки, покупала лекарства, книги. 'Богатому подам на хлеб:'. Зачем? Старалась таким образом завладеть им? Пробудить молчавшую в нём совесть? Или просто это было потребностью - отдавать. Раз для него важно материальное - пусть берёт, хорошо, если есть тот, кто берёт у тебя, берёт твоё. Что при этом чувствовал он? Видимо, были и угрызения. Была борьба душевной патологии с ещё живым разумом. Вот - она, больная, звонит ему вечером, и он понимает, что утром она должна идти на работу, стоять на морозе. Сколько ты можешь там заработать? Максимум 40 гривен за два дня? Не ходи, лечись дома, я дам тебе эти 40 гривен ( это при том, что не давал - никогда и ничего). Тем более, сразу расплачусь с тобой за те, прежние подарки ( знает, что она ему уже надарила на сумму, раз в 20 большую). И она, не веря, но радуясь уже только его невольному душевному движению: И следующий звонок - с трудом подавляемая злоба, без всякого её напоминания ( ведь, не верила!): 'А! Ждёшь денег? Сегодня 40 гривен, и через неделю, ещё 40 гривен. Неплохо устроилась!'. Что она почувствовала? Что подумала? Любовь всё понимает, всё прощает: Но, постоянно:годы: Уходит, уходит в песок: остаётся только жалость, уже не та, окрашенная любовью в тёплые тона, всё холоднее, отстранённее: наконец, появляется привкус гадливости, который её больная совесть старается подавить. Ведь - это болезнь, страшная болезнь, он не виноват, его никто не любит - такого, неужели и ты?.. Да, чувству не прикажешь, а оно уходит, уходит:ушло.
Как она уверяла себя, что взаимная любовь - хуже. Отдаёшь себя и берёшь другого. Взаимообмен. Невольное сравнение - кто даёт больше. Возможность торговаться, не продешевить. В тонкие душевные движения подсознательно вмешиваются корыстные расчёты.
Любовь неразделённая - единолична. Отдаёшь всё. Не получаешь ничего. За такую любовь - Марина Цветаева, Беттина фон Арним - как о ней пишет Цветаева. Щедрость от неисчисляемого богатства. Отдать - от переполненности. Я хочу любить - САМА. Не мешайте мне - это говорится даже любимому. Возможность исчерпаться? Рано или поздно - такая любовь уходит, остывает, исчерпывается - нет пищи. Бескорыстие или эгоизм? Трудно сказать. Скорее всего, и то, и другое. Преимущество - незамутнённость бытовыми царапинами, возможность безнаказанной идеализации.
Первая любовь - у большинства безответная. Так, может быть, душевная щедрость юности? Скупость зрелости? Так и в творчестве: духовная щедрость и скупость - скупость выражения своего духа?
А может быть, объект - безразличен, и здесь - любовь к самой любви, за неимением другого объекта. 'Лишь в первой страсти дорог нам любимый. Потом любовь уж любят самоё', кажется так говаривал Байрон? Думается, наоборот. В первой любви, полной жизненной неопытности, наивности - выдумывают любимого, не понимают его, не знают.
Творчество, возникшее из безответной любви:любовь к творчеству::любовь - источник творчества: любовь как творчество:
Боже, взаимной, только взаимной!!! Ведь она - только женщина. И она так устала. Ей так холодно:
И вот - чудо. Взаимность после долгой жизни одиночества. Та же женщина. Её любят, боготворят, ласкают. И - момент истины: она вдруг ловит себя на том, что сама склонна стать тираном, капризничать, принимать любовь, отдавая меньше, гораздо меньше. Ловит - и, устыдившись, другими глазами смотрит на любящего человека. Переоценка ценностей. То, что далось легко, показалось не ценным. Психологическая закономерность. Да, поэтому чаще любят безумно и беззаветно НЕлюбящих. Значит, таких легче полюбить? Такая любовь ( безответная) легче? а она-то радовалась, что в её чувстве нет корысти, ведь, понимала, что ничего не получает и не получит взамен. Значит, это просто рефлекс - стремление к преодолению того, что не даётся? Или, всё-таки, она была права, подсознательно чувствуя, что очищается, становится сильнее, растёт своей любовью?
И в этой взаимной любви - так не прощаешь любимому ничего, так царапает любая мелочь.
Знать бы, сращиваясь старательно
По открытой ткани обид:
Счастье - это когда царапина
Побольнее раны болит.
О, как много прощала нелюбящему, и ничего - любящему и любимому. Почему же, о почему? Нам всё - мало? Тянемся к недостижимому идеалу, не умеем быть счастливыми тем, что имеем? Да, но не только. Что же ещё?
Творчество - та же неразделённая любовь? Полная самоотдача в своих произведениях. Возможность исчерпаться, исписаться - писать о том же так же. Каждый человек пишет бесконечную книгу о самом себе - но разнообразие должно присутствовать, иначе это уже не творчество, репродукция. Присутствовать - в чём? Где черпать источник, топливо, пищу? Если жизнь бедна интересными впечатлениями, богата нуждой и холодом. В искусственных стимуляторах? В 'любвях', алкоголе, наркотиках? Зажигаться от чужого творчества?
Если ты сам - богат - в тебе неистощимый источник творчества и любви. Творчества любви.
Почему умерла Марина Цветаева? Потому что перестала писать? Нет, перестала писать, потому что перестала любить. Некого? Или нечем?
Чем восполнить иссякающий источник любви? Любви = творчества?
Может быть, отпускаются ограниченные ресурсы? 'Слишком много на земле любила ты:' ? Нет, думаю, ресурсы неограничены, лишь бы был открыт доступ к источнику любви. Так, где же он - этот источник? В Боге? В человечности? В совести? В любви? В любви и только в любви мыслимо действительное познание Истины, - утверждает священнослужитель и философ П.А. Флоренский. Осуществлённая любовь есть красота.
Но, как же тогда обиды близких Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, что всё приносится в жертву творчеству, и любовь жены, матери - тоже?
Почему же, если есть потребность отдавать, поэт не отдаёт близким? Потому, что они знакомы? известны? Любовь как познание, потому что не узнаешь, не полюбив? Но и творчество - познание: Почему тесно поэту в домашнем мирке, умирает его любовь к Прекрасной Даме от каждодневного общения с ней? Идёт поиск новых впечатлений, познание = творчество. Но, бывает, что в итоге: петля или 'Молчите, проклятые книги:'. Да, обострённая, болезненная чуткость поэта, да, жестокость мира к поэту. Но, может быть, не ту любовь ищут поэты? Всю жизнь мечтают об идеальной Прекрасной Даме, а рядом: самоотверженная и заботливая, отдающая всё и не требующая ничего: Может быть, прав Флоренский( а разве не о том же -Э. Левинас, С.С. Аверинцев): действительно, в другом через уничижение своё человек освобождается от власти греховного самоутверждения. Служить любимому, а не стремиться в первую очередь к самоактуализации? Самосотворение, а не самопрезентация, которая часто бывает за чей-то счёт? 'А кто потеряет душу свою ради Меня, тот сохранит её в жизнь вечную':


 
Counter CO.KZ
 


Лазерная система DEKA (Италия) | Жизнь без морщин - Ксеомин | химический пилинг